Пилоты, работающие на иностранные компании, теперь не могут продлить свои свидетельства в Беларуси, в Департаменте по авиации уверяют, что все в рамках закона, таким способом ведомство убеждается в профессионализме людей, предотвращает возможные катастрофы.
Многие белорусские пилоты, по воле судьбы трудящиеся на российские и иные заграничные компании, в конце прошлого года столкнулись с проблемой – им не хотят продлевать летное свидетельство, хотя ранее годами достаточно было преподнести стандартный пакет документов. В такой же ситуации оказались и иностранные граждане, обучавшиеся своему делу в Беларуси.
Дело в том, что для продления свидетельства нужно кроме медицинской справки об углубленном медосмотре принести документы о прохождении множества тестов, в том числе и полетов в настоящих условиях на том виде самолетов, на котором особа летает. И вот тут загвоздка – белорусская ВКК, принимающая решение о продлении летного свидетельства, не принимает во внимание результаты иностранных проверок, а требует пройти все тесты в Беларуси. Но у нас нет всех видов лайнеров, используемых в иных странах. То есть технически выполнить требования невозможно. Предлагают самый простой выход – устроиться на работу в белорусскую авиакомпанию и спокойно пройти все тесты там. Но многие пилоты, годами трудящиеся за границей, возмущаются такому решению, считая, что так из них пытаются сделать чуть ли не крепостных.
Обидно то, что у многих пилотов, столкнувшихся с такой проблемой, за спиной годы, десятилетия идеальной работы. Их семьи в большинстве случаев живут тут же, в Беларуси, и все заработанные деньги привозятся и тратятся тут. Поэтому такое отношение обижает людей.
В Департаменте отговариваются изменением Авиационных правил. Вот только они были изменены еще в 2018-м году, но тогда пилоты могли спокойно обновить свидетельства, как до этого делали каждый год десятки раз. Поговаривают, что ужесточение системы связано с арестом Владимира Костина, бывшего начальника ведомства. Его осудили на 9 лет за взяточничество, в том числе обвиняли в дописывании летных часов, неправомерной выдаче свидетельств.
Теперь же, скорее всего, в Департаменте перестраховываются, официально заявляя, что все теперь соответствует международным стандартам, что их очень волнует безопасность пассажиров, и перед продлением или выдачей пилотного свидетельства они должны убедиться, что человек реально готов к этой работе. А для этого нужно пройти тесты исключительно на местных авиалиниях. Ведь государство, оформившее документ, отвечает за безопасность граждан на рейсах под руководством этого пилота. Кстати, ранее с российской стороны поступали жалобы на продление свидетельств.
Оказывается, Беларусь ранее была удобной площадкой для быстрого оформления документов. Российские пилоты, уехавшие за границу на работу, не смогли получить верификацию на родине, так как Россия перестала отвечать на запросы иностранных компаний, и выход нашелся в Беларуси – тут люди могли после прохождения испытаний получить второе летное свидетельство. Теперь же, после скандала, эту схему уже никто не рискнет поддерживать, поэтому отныне белорусским пилотам, трудящимся на иностранные фирмы, или иностранцам с белорусскими свидетельствами остается только два выхода – или работать в Беларуси, или конвертировать документ (то есть подтверждать его переподготовкой) в той стране, где он работает.